


На Земле существуют три очага возникновения цивилизации - Средиземноморье, Индия и Китай, пути развития которых не похожи друг на друга. Цивилизация зарождается тогда, когда человек перестает находиться в гармонии с природой и начинает создавать искусственную среду обитания. В этот период (IV – III тыс. до н.э.) появляются первые наскальные рисунки, орнамент на керамике и т.д. Следующий этап развития начинается с момента освобождения одного из членов общества от повседневных обязанностей. Отныне он занимается только культовой практикой, гаданиями. Человек задумывается о причинах, следствиях и их связях в природе, делает попытки объяснить окружающий его мир. Древние люди выражали свои знания о мире языком мифа. В процессе постижения мира возникает потребность фиксировать происходящие события. Так появляются первые календари и письменность. Письменность неотделима от культуры. В разных цивилизациях пути развития письменности были различны. Первобытные люди передавали информацию с помощью пиктографического письма – последовательного ряда картинок, каждая из которых изображала определенный предмет или объект. Когда стали появляться цивилизации, пиктографическое письмо начало постепенно стилизоваться. Изображение предметов или явлений трансформировались со временем в иероглифы, каждый из которых обозначал отдельное понятие. Такое идеографическое письмо сохранилось в Китае, где на протяжении тысячелетий формировалось особое представление о языке как об «узорном слове» - [wen yan]. Первые иероглифические надписи датируются XVI – XIV вв. до н.э. Идеограммы-иероглифы не соответствуют фонетическому образу понятия, выраженного через слово. Японское письмо, в отличие от китайского, носит смешанный фонетически-идеографический характер. Заимствованные в Китае в VI-VII вв. иероглифы используются для обозначения ряда понятий и неизменяемых частей слова, другие слова и изменяемые части слов записываются при помощи слоговой азбуки кана, принятой в Японии в XVII в. Культуры регионов Индии и Средиземноморья избрали другой путь – фонетическое письмо, в котором каждый знак или их сочетание соответствует определенному звуку (фонеме). Рисунки-пиктограммы преобразуются в клинопись, а затем в различные алфавитные системы. Самым древним (1450 г. до н.э.) считается алфавит, обнаруженный в Сирии. Слово обладало священным могуществом, и первые тексты имели сакральное содержание. С развитием культуры в человеческом обществе рождается потребность в особом обучении – не ремеслу, а «жизни». В VI – III вв. до н.э. возникает взаимосвязь «учитель – ученик». Именно появление таких связей привело к зарождению первых индивидуальных философских учений. В основной своей массе они были оторваны от господствующих в обществе традиций. Самая известная философская система Китая была создана Конфуцием в V в. до н.э. Это была наука об управлении государством, и влияние ее на культуру Дальнего Востока переоценить невозможно. В Индии основной философской дилеммой до сих пор является проблема контроля собственной психики. Там носителями индивидуальных учений выступали отшельники, создавшие трактаты «Упанишады» и «Лесные книги». В Греции (Средиземноморье) философы пытались объяснить возникновение мира. Например, в V – IV вв. до н.э. Платон, пытаясь разрешить вопрос о соотношении единого и многого, пришел к мысли о том, что мир чувственных вещей выступает вторичным по отношению к миру идей и духовных сущностей. На базе таких личных доктрин осевого времени и возникли все мировые религии. Этот феномен стал возможен только в условиях концентрации и постоянной конкуренции философских, религиозных школ. Однако, не смотря на внешние различия, все мировые религии – христианство, буддизм, ислам, конфуцианство – имеют главное сходство: они несут в себе общечеловеческие ценности, делают жизнь людей осмысленной. После оформления мировых религий начинается процесс их экспансии. Это происходило по-разному. Например, если религиозная система распространялась на территории, не имеющей собственной письменности, это приводило к образованию культуры монолитного типа. Так было в Японии: буддизм заимствовался ею вместе с китайской письменВ Китае, откуда произошло это заимствование, процесс был сложнее. Буддизм проник туда в I в. до н.э., когда конфуцианство и даосизм уже прочно заняли свои социальные ниши. (Конфуцианство – в сфере управления государством, даосизм – в эстетике и медицине.) Поэтому он распространялся медленно и неравномерно – вначале изучался в узком придворном кругу как модное течение, и только потом проник в массы. (С 843 г. н.э. по инициативе конфуцианской верхушки даже начинаются гонения на последователей буддизма.)Так в Китае сложилась уникальная религиозная система [сань цзяо] – «три учения». Согласно ей, человек мог исповедовать сразу три веры одновременно. На службе он мог быть преданным государю конфуцианцем, гуляя в лесу – даосом, ищущим гармонию, в храме – творящим молитву буддистом. |